История города: ЗАПАДНАЯ ЧАСТЬ ГОРОДИЩЕ ШЫМКЕНТА
- Город Шымкент, Аль-Фарабийский район
![blog-single-image](https://openkazakhstan.kz/wp-content/uploads/2024/11/қалажұрт-батыс.jpg)
Старый город Шымкент (III-II вв. до н.э. — ХІХ в. н.э.) — археологический объект Республики Казахстан, включенный в Государственный список памятников истории и культуры местного значения. В результате археологических раскопок, проведенных здесь в период с 2003 по 2020 годы, была проведена музейизация Старого города под открытым небом. 1 мая 2021 года историко-культурный комплекс «Шымқала» открыл свои двери для посетителей.
В настоящее время территория Шымкента является огромным историко-культурным комплексом. Здесь можно в подробностях рассказать об историко-культурных памятниках, реликвиях, объектах. Поэтому, если мы не будем отдельно останавливаться на составных частях комплекса, то возможности будут ограничены. В связи с этим мы решили условно разделить на географические части: восток, запад, юг, цитадель. На этот раз тематикой будут объекты на западной стороне городища Шымкента.
КРЕПОСТНАЯ СТЕНА И КАЗАРМЫ В ЗАПАДНОЙ ЧАСТИ ГОРОДА
Во время археологических раскопок 2004-2005 гг. в западной части цитадели были обнаружены ограды крепостной стены, построенные из керамики и пахсы, простирающиеся на 54 метра. На обоих концах защитной стены есть башня. Расстояние между двумя башнями составляет около 38 метров.
Внутри оборонительных заборных стен были расчищены казармы для хранения продовольствия, оружия, отдыха солдат. Установлено место девяти помещений, пристроенных к заборной стене замка, размером 4-4, 2 метра. Также установлено, что над заборной стеной замка располагались ступни (пандусы), лестницы, ведущие к стрельбищной площадке. Опять же, во всех комнатах отдыха войск был очаг. Это доказывает, что казармы обслуживали систему отопления. Внутренние стены помещения полностью побелены. Полы выровнены и оштукатурены. Башня и караул были построены из пахсы.
Ширина нижней стороны защитных заборных стен составляет 5-5,25 метров, а ширина верхней-3,3 метра. Сохранившаяся высота заборной стены составляет от 1,3 до 1,8 метра.
Записи о казармах, где отдыхали войска, записаны в «Дневнике» А. К. Гейнса. В нем говорится, что после штурма форта русскими войсками в Шымкенте в 1864 году здесь находилась одна рота войск. В различных письменных источниках при Кокандском ханстве до него содержатся сведения о задержании в крепости не менее 500-1000 вооруженных войск. В каждом из девятикомнатных помещений казарм, вскрытых во время археологических раскопок, лежало по 30-40 человек. Ведь известно, что в досье мечети-медресе Аппак ишан, относящейся к тому периоду, то есть к XIX веку, ученики медресе устанавливали кровать и поднимали кровати сверху над другими и использовалась ими как многоэтажные (два или несколько ярусов). Напомним, что в казармах внутри Шымкентской крепости было установлено несколько многоярусных кроватей, где могут разместиться около 300-500 военнослужащих.
Кроме того, в этой части города были обнаружены материалы, принадлежавшие великому средневековому Шелковому пути. Найдены нумизматические материалы, изготовленные в Китае, арабских странах, а также керамические изделия, изготовленные в Риштане, Фергане, Самарканде. Кроме того, были обнаружены останки оружия, боеприпасов, предметов быта, характерных для Кокандского ханства XIX века. Очевидно, что помещение, которое само по себе использовалось в военных целях, казармы, а также мастерская по производству оружия, необходимого для армии, необходимы были в первую очередь, законно. Об этом свидетельствуют объекты кузницы и кузнечного укрытия, расположенные прямо перед казармой. Теперь перейдем к этим объектам.
КУЗНЕЦ И КУЗНИЦА
В результате археологических раскопок с территории Западного Шахристана, недалеко от западной стены крепости, было обнаружено место кузницы, относящейся к эпохе Казахского ханства XVI-XVIII веков. На месте вскрытого строительного объекта были возведены кузницы и кузнечные укрытия.
Кузнечное дело-священное занятие, которое не прерывалось с древних времен. «Ұсталы ел озар, ұстасыз ел тозар» — это люди, которые связали себя узами с железом и потому в народе почитали их ремесло, как «кузнеца», «дархана», «мастера». Известный Махмуд Кашгари завещал по кузнечной работе «дерево резать длинным, резать железо коротким». И украшения саков, дошедшие до нас, и статуи балбалов, сохранившиеся тысячи лет, являются заслугой этих мастеров.
У более поздних тюркских народов сохранилось и то, что кузнец был человеком, наделенным как кузнечным делом, так и шаманизмом. В знаменитой Киргизской песне говорится, что перед походом Манас обязательно шел в кузницу и к кузнецу, выбирал оружие и обязательно получал его благословение. Как и в казахском фольклоре, в саге «Манас» кузнецов почитали по ремеслу, а не по именам. И раньше казахские целители и шаманы прижимались к груди больного человека что-то из железа или стали, а чтобы не шокировать роженицу, беременную женщину, произносили: «кузнец пришел, кузнец пришел!», совершая обряд призыва к хорошему исходу.
Известно, что издревле на казахских землях были искусные мастера и чудотворные кузнецы, которые лепили десятью пальцами на руках произведения искусства. В ходе археологических раскопок были обнаружены орудия, относящиеся к древним городам и курганам. Следует отметить, что особо почтительное отношение было к кузнечной лавке, к кузнечному меху, к молоту и наковальне-ко всему, связанному с профессией кузнеца, издавна существовало в среде народа.
В этом экспозиционном зале выставлено 225 экспонатов. Давайте обратим внимание на оснащение. Наши предки, жившие тысячи лет назад, изготавливали необходимые для брака потребительские товары, разнообразные украшения, оружие, используя различное сырье. Эта профессия передавалась от деда к ребенку по наследству и продолжалась до нас. Кузнечное, ювелирное дело приобрело особый импульс у казахов к Средневековью. Кузнечное дело народами тюркского происхождения считалось «священным искусством». В то время как мастера называли «кузнецом», не называя его имени, рабочее место плотника называлось «кузницей». Сложилось представление о кузнице как о «священном месте».
Основными инструментами кузнечного дела были: молоток, клещи, наковальня, тиски, горн, долото, зубило, гвоздильни и т.д., кузнец использовал такие приемы, как литье, ковка, чеканка. Кузница — кирпичный очаг для угольного топлива. Что касается пайки, то кузнецы и ювелиры использовали пайку для плавки и нагревания различных металлов. Еще несколько веков лет назад оказывается доступна была технология пайки. У Льва Гумилева есть тезис о том, что «кочевники издавна были знакомы с железом, но только у тюрков его использование приняло массовый характер». Это как раз свидетельство того, что у наших предков обработка железа стала общенародным ремеслом.
Основные изделия из рук кузнеца-пять видов оружия. Пять видов оружия-это общее название боевого оружия, используемого казахскими героями. Пять видов оружия включают в себя оружие, такое как меч, секира, копье, лук, которое наносит урон врагу в бою, рубя, кося, ударяя, стреляя. У каждого оружия есть свои виды, образцы. К примеру, к режущему оружию относятся образцы мечи, сапы и т.д.; К рубящему оружию – секира, боевой топор, другие его виды; к штыревому оружию – копье, штык, жыда; к ударному оружию – дубина, тяжелая булава, боевая дубина и т.д.; к стрелковому оружию относятся-стрелы, затем выпущенные к тому времени виды винтовок.
В прежние времена бойцы, очень искусно владевшие применением одного вида оружия, объединялись в одну группу, создавались отдельно отряды специальных лучников, копейщиков, фехтовальщиков, способ применения которых по мере необходимости определял тактику ведения войны. Пять видов оружия также использовались для обозначения различных военных рангов и выполняли различные символические роли. Например, стрелы – как символ хана, короля, флаг на копье, военный флаг-использовался как знаки общинного ранга. Пять орудий считались священными и в результате их почитания сложилось множество военных обрядов. Фразы, обозначающие вооружение героев, «размахивая пятью пушками», «по пять орудий», «выбрано пять орудий», часто употребляются не только в исторических песнях, но и на языке, в устной литературе. Что касается войны, фраза «мужское оружие», как народный военный термин, относится к понятию «оружие войны», а не просто оружие, личное оружие, используемое воином на войне (меч, секира, копье и т. д.). Именно подготовка этих пяти орудий была главной задачей кузнеца.
Пристройка к этой кузнице была построена из простого строительного материала из глиняного дерна, взятого с берега реки Кошкарата. Летом прохладно, зимой тепло. Состоит из гостиной, спальни и комнаты отдыха кузнеца. В комнате для отдыха, под которым в холодные времена разводили костер, удобно было сидеть или лежать на подогретом полу.
В целом, традиционная культура казахского народа здесь отражается на его материальной культуре. Мебель из дерева, посуда и т.д., выполненные в различных цветах, привлекают внимание. Можно сказать, что это произведение давних мифологических познаний и представлений нашего народа об окружающей среде, о небесном мире. Гостеприимство казахского народа отражено в круглом столе, стоящем в центре.
Справа от порога была установлена деревянная кровать хозяев. Особое внимание уделено декору кровати в казахской культуре. Ш. Ж. Токтабаева пишет: в традициях казахов постель символизировала брачную кровать, незыблемость семьи и брачного счастья, поэтому старались украсить ее как можно богаче, полагая, что это волшебным образом стимулирует брачное счастье и соответственно увеличивает семью и богатство. Первоначальная установка кровати (или любой другой мебели) всегда сопровождалась тем, что женщины собирали подарки за столом. Кроме того, в комнате, где расположена кровать, тандырная печь служила отоплением всей комнаты. В экспозиции представлены настенные ковры, тумбы, национальные инструменты и постельное белье.
Что касается кобыза, подвешенного там, где сидит хозяин дома или почетные гости, кобыз – старинный музыкальный инструмент. Струны кобыза натягивались конскими волосами, что находились на хвосте лошади.
«ЗАПАДНЫЕ ВОРОТА» — КЛЮЧ, КОТОРЫЙ ПЕРЕНЕСЕТ ИСТОРИЮ ШЫМКЕНТА В ДРЕВНОСТЬ
Одним из уникальных объектов, расположенных на западной стороне нынешнего города Шымкент, являются «западные ворота». В наших предыдущих публикациях об этом объекте мы немного рассказывали.
Археологи доказали, что история города Шымкент восходит к III-II векам до нашей эры. Находя артефакты тех времен, оин утверждали, что город имеет 2200-летнюю историю. Это археологические свидетельства.
Помимо археологических свидетельств, касающихся истории города, собственный стиль памятников градостроительства и архитектуры также может быть важным механизмом в определении возраста города. Об этом часто говорит известный в стране архитектор, специалист-реставратор Садуакас Агитаев относительно возраста города Шымкенти. По его словам, западные ворота древнего Шымкентского замка-одно из таких свидетельств.
В числе древнейших городов казахской земли есть свои особенности-крепостные ворота в структуре таких городов, как Жетиасар, Алтыасар, Ширик-Рабат, корни которых относятся к эпохе Кангюй (Кангюй) III-I веков до нашей эры. В нем всесторонне продумана неспособность вражеской армии, пришедшей извне, захватить крепость, а входные ворота выбираются с возвышенности с одной стороны. Второй приоритет обороняющихся внутри города, когда вражеская армия прорвала ворота и вторглась внутрь, — это возможность вести огонь по обе стороны узкой улицы. Это то, что вошло в науку с отличием под названием «Культура Жетиасара». Эту особенность можно увидеть у Западных ворот города Шымкента. Этот уникальный архитектурный стиль градостроительства можно рассматривать как структуру города, доказывающую принадлежность Шымкента к III-I векам до н. э.
Стоит отметить, что известный архитектор, специалист-реставратор Садуакас Агитаев является заслуженным специалистом по строительству, реконструкции самых известных архитектурных памятников страны. Его имя и фамилие вписаны среди авторов таких проектов, как комплекс Карасай-Агинтай батыров в Айыртау, комплекс Абай-Шакарим в Жидебае, мавзолей Райымбека батыра в Алматы, а также таких проектов, как реставрация подземной мечети Бекет ата в Мангистау.
С.ДҮЙСЕБАЙҰЛЫ