АЛУАКЕНТ — ЧАСТЬ ИСТОРИИ ГОРОДА ШЫМКЕНТА

  • Город Шымкент, Абайский район
blog-single-image

Рубрика: Историко-культурное наследие

На территории города Шымкента насчитывается более тридцати городищ и поселений. В этом убедились во время организованной экспедиции в 2021 году. В то же время была написана специальная статья об экспедиции. Мы не устаем снова и снова повторять, что история сегодняшней Шымкента, восходящая к тридцати городищам. О каждом из них по отдельности, хотелось рассказать, вытащить их из глубокой старины. Пусть первым из них будет Алуакент.

Из более чем тридцати древних городищ и поселений на территории современного города наиболее изученными были Сайрам (Исфиджаб), Шымкент, среди которых было бы название и городища Алуакент. Но это не так. Каким городом был Алуакент, отличавшийся как названием, так и планировкой, структурой? Древний город в регионе, который сегодня является частью Шымкента, тысячи лет назад был крупным городищем с оживленным рынком наряду с Шымкентом.

 АЛУАКЕНТ — крупный укрепленный средневековый город с крепостной системой водоканалов

Первая запись о городе Алуакент была написана в работе И. Кастанье «Древность киргизской степи и Оренбургской края», опубликованной в Оренбурге в 1910 году (1). В данном труде археолог-любитель Н.Остроумов, прибывший в Ташкент с просветительскими целями, написал, что раскопал город Алуакент. Ссылаясь на раскопку Остроумова, на высоком холме, расположенном на правом берегу реки Бадам, были обнаружены человеческие кости и сосуды оссуария, характерные для VIII-X веков.

Также были представлены керамические изделия Х-ХІІ веков. Кастанье и Остроумов своими глазами увидели место города Алуакент, и даже если кто-то проводил раскопки, то точно не зафиксировали местонахождение древнего города. Возможно, в то же время территория вокруг Шымкента считалась узнаваемой, которую многие знали, потому что она не была столь заселенной, как стала такой густонаселенной, как сегодня. Задаемся вопросом: «где оно расположилось, на какой земле?», в конце девятнадцатого века городище все же было узнаваемым.

В Казахстанской национальной энциклопедии  содержатся некоторые данные об «Алуакенте» (2). Считается, что древний город, существовавший в Х-ХVIII веках, был обнаружен в 1964 году группой археологов Шымкентского педагогического института под руководством Н.П.Подушкина. Оказывается, город, окруженный крепкими крепостными стенами, состоял из нескольких частей.

 

Основная его часть-центральная цитадель (сооружение в виде квадрата в форме четырехугольника, простирающееся в северо-восточном-юго-западном направлении, с основанием 120×75 метров, площадью 86×60 метров над головой, высотой 5-6 метров с центральным холмистым замком), вторая часть – рабат (общая площадь около 1,5 га, примыкающая к замку с юго-востока), третья часть-сооружения, ответственные за оборону ворот (сооружения перед воротами в виде овальной горки, высотой 6 метров, с основанием 22×35 метров, контролирующие два ворот в южной части древнего города),

четвертое сооружение представляет собой глубокую траншею, вырытую по окружности (по периметру всего замка, окружающую часть сооружений перед воротами и часть рабатов, шириной от 5 до 15 метров), пятое – еще одна уникальная часть – оборонительные слои (оборонительные слои с остатками башен в виде конусообразного холма, расположенных в западной, северной и южной частях древнего города). Вот из данных энциклопедии можно понять, каким крепким крепостным городом в свое время был Алуакент. Интересно, что Национальная энциклопедия точно не указывает, где находится такой большой город.

Другой источник об Алуакенте находится в работе «Свод памяти истории и культуры Казахстана», опубликованной в 1994 году в Алматы (3). На страницах 197-198 данного труда представлен памятник археологии, относящийся к Х-ХVІІ векам.

В данном труде уточняется точное местонахождение городского поселения Алуакент: «расположен в 2 километрах к западу от населенного пункта Колынкобир, недалеко от города Шымкент, на левой стороне дороги, идущей в сторону Темирлана, на правом берегу старого оросительного канала». Выдвигая это обоснование, мы убеждаемся, что место древнего города Алуакент, о котором идет речь, — это город, который стоит прямо за нынешним торговым центром «Бекжан» (географическая координата 42°20’51.1″N 69°31’54.8″E). Сегодня над памятником археологии расположен большой современный некрополь под названием могила «Сыпырған ата мазараты».

О месте древнего города, расположенного в этом районе, К. Тажиев составил 2-й томник работы «География сакральных мест Туркестанской области», изданный в 2018 году. Автор написал, что мавзолей Субұрған ата (Сыпырған ата әулие кесенесі), расположенный на территории города Шымкент, стоит у подножия древнего города: «на первый взгляд видно, что потолок сделан вручную. Ширина потолка 60-65 метров, длина 180-200 метров. Окрестности окружены водой. По старому адресу видно, что стоит 14-15-метровая траншея с удаленным грунтом, ставшая большим каналом».

Мы выяснили, в какой части города сегодня расположен город Алуакент. Мы предполагали, что древний город был местом, где сложились оборонительные сооружения, оросительная система, сложились промышленно-торговые отношения, крупная военная крепость, административный центр. Государственная охрана памятника археологии, относящегося примерно к Х-ХVII векам, хромает.

Арычный канал Карасу — старейшая оросительная система Шымкента

Место, где расположен город Алуакент, по своей природе было безводным степным домом. Оно находится на северной стороне, примерно в 2 километрах от реки Бадам, где много воды. У крупного средневекового города сложилась своя система орошения. Питьевой и водопроводной водой обеспечивали не только город, но и рабаты и зимовки, на которых располагались курганские лежаки. До него можно дотянуться даже одним взглядом со спутниковой карты.

Известно, что на территории современного города Шымкент имеется несколько оросительных канав, арыков (каналов), включая реки Кошкарата, Карасу, Бадам. Уже несколько столетий канавы, такие как Жанашек (Янгичек), Шымкент, служат стране и по сей день, говорится в работе «Большая экскурсия в Шымкенте», составленной краеведом К. Исмаиловым (5). В их числе-арычный канал Карасу.

В общем, давайте сразу разберемся, хотя есть источники воды в зависимости от категории географического объекта, река-это еще одна, канава (канал) — это две разные вещи. Понятно? Река Карасу в Шымкенте-старое русло реки Кошкарата. Река Кошкарата теряет начало в районе ресторана «Арал» на площади» Ордабасы: один идет на орошение микрорайона Самал по каналу Кошкарата в направлении «Айгуль»-«Роща»-Кенкөпир, другой идет на запад в направлении микрорайона «Карасу»-«свинцовый завод»-«Колос», территория завода впадает в Бадам у истока. Этот второй поток является естественным каналом Кошкарата, каким мы его знаем. Писал об этом наш краевед Кенес Исмаилов.

Где река Карасу впадает в реку Бадам начинается еще один ров. Из-за того, что Карасу отводит воду, эту канаву, арык называют «канавой Карасу». Возможно, поэтому на стр. 213 произведения М. Абдыкимулы «История города Шымкент» было написано, что это связывало канаву Карасу и стоящую у его истоков реку Карасу (6). Однако, возможно, будет ясно, что река и ров принадлежат двум разным водным каналам. Об этом мы говорили выше.

Канава Карасу, о которой мы говорим, является источником оросительной системы города Алуакент. В Средние века в Отырарском оазисе существовали магистральные канавы под названием Алтынарык (Х-ХІІІ вв.), Темирарык (XV-XVII вв.), Қауғанарық (Х-ХVІІ вв.), спасающине город от обводнения (7). Такие объекты, как канавы, водные каналы, водохранилища, канализационные системы, также относятся к категории археологических памятников. Датировка и Карасуского рва примерно за время существования города Алуакент служит стране начиная с Х века. Но, напомним, точный срок уточняется только после проведения комплексных археологических раскопок. До этого мы считали, что канава Карасу была раскопана в Х веке.

 

Хотелось бы обратить внимание на то, что в мавзолее, заменившем древний город Алуакент, стоит мавзолей, посвященный Субұрған ата (Сыпырған ата әулиеге арналған). В устах народа есть легенда, что у Кошкараты был один братишка, тот самый брат, который доставлял воду в город Туркестан, где жил К. Ясави. Кошкарата сказал брату: « когда будешь идти, не поворачивайся» но, как говорится, младший брат проигнорировал слова и повернулся,  оборачиваясь на какой-то голос, который вдруг резко раздался, когда он шел. В этот момент, следуя по следу, вода мгновенно остановилась у его ног. Таким образом, ручей, который берет свое начало в роднике Кошкар-аты, дошел до нынешнего рынка «Бекжан». А как зовут проводника, в народе говорят, что Кошкарата, это мог быть только святой старец, который «проложил воду» и что настоящее имя забыто.

Хотя из этой легенды ясно видны следы суеверного учения ислама, есть элементы «водного культа» доисламского периода. По-видимому, можно заметить следы верований древних кочевых племен, как в стихах «Камбар-ай, хозяин озера, Камбар-ай, хозяин пустыни!» Из образа деда Субургана, изображенного в образе святого, который несет за собой воду в степь, видно ли, что он был богат в те времена, когда «вода текла в обратную сторону»? Кроме того, на входе в нынешний мавзолей было написано: «Могила Супирхана ата». Таким образом, под этим именем мы видим имя «Су Пир Хан». Означает ли имя святого, который принес за собой воду, «властелин воды»?

Как бы то ни было, до прихода исламских времен этот район был заселен общиной, которая отдавала предпочтение водному культу. Если так, то можно предположить, что и город Алуакент может жить в VII-VIII веках, уходящих корнями в Х век. Можно даже обнаружить артефакты из государства Кангюй (с III века до н. э. По V век н. э.), или еще более углубляющиеся до н. э. В основе устной легенды лежит такая подкладка. Только комплексные археологические раскопки, которые исследуют культурные слои города, могут дать нам ясный ответ. До тех пор мы просто стоим и размышляем.

 Байназартобе — это и есть Қосдиірмен?

У Алуакента нет притока естественной реки. Вода из арыка Карасу была источником, который обеспечивал оросительную систему живительной влагой. Когда дело доходит до этого, есть один аргумент, который неизбежно приводит к мысли. В начале водной системы, которая снабжала водой какой-то крупный средневековый город, было дополнительное поселение-спутник, которое контролировало стратегически важный объект. Например, для обеспечения канализацией города Сауран (XIII-XVIII века) подтопленная зона обслуживалась населенным пунктом Миртобе.

Другой пример-строительство специальной крепости Ниязбек для обеспечения безопасности Саларского русла, отделяемого от реки Шыршык, где вода покрывала старый Ташкент-Чирчик. Вода, как известно, это источник жизни. Стратегически важный объект, обеспечивающий город водой, должен быть защищен от врага. Кроме того, необходимо было следить за постоянным безостановочным стоком воды и ее чистотой. Для этого и нужна крепость-спутник для крупного города, для того, чтобы служить военным и водным мурабам, которые охраняют источник воды. Мы пришли к выводу, что в начале Карасуского рва, направляющегося в Алуакент, должна быть такая же крепость-спутник. Оказывается есть крепость-спутник, и он существует.

Вчера мы посетили давний историко-культурный памятник в Шымкенте. Оказалось, что памятник находится на территории микрорайона Кызылжар («Коммунизм»). Название–Байназартобе (географическая координата 42°19’31.6″N 69°31’54.9″E). Этот адрес находится у истоков арыка Карасу, предназначенного для орошения древнего города Алуакент. Как оказалось, это красивая, ухоженная могила. На склоне холма мазарата, вблизи железной дороги, мы встретили фрагменты керамических изделий, характерных для Х-ХVIII веков. Глядя на найденные материалы, можно предположить, что здесь  расположился спутник — современник Алуакента. В свое время Алуакент был стратегическим партнером водного наследия.

Нас встретил смотритель могилы, представившись Тахиром. По словам Тахира ага, с начала девятнадцатого века (уточняется, с 1810 года) рядом с этим холмом жил человек по имени Байназар. Название холма было связано с именем этого человека. Нам представили это историческое место. Говорят, что при копании земли для захоронения, люди обнаружили много древних керамических водопроводных труб. И даже те источники воды, которые под влиянием этих керамических водопроводных труб выходят из родника. При раскопках были обнаружены различные кувшины, песок, керамические изделия, кости, фрагменты керамики, но, не трогая ни одного из них, он сказал, что закопал их на одном конце выкопанной ямы.

В трудах Ахмета Кенесарина «Насаб наме султан Сыдык», написанных в XIX веке (8), упоминается поселение Қосдиірмен. Сыдык (Садык, Сыздык) торе в составе коканской армии вел войну против армии русского генерала Черняева за крепость Шымкент в том же районе, что и Қосдиірмен. Этот же адрес соответствует тому, что сейчас называется Байназар-тобе.

Ведь мы видим, что адрес Қосдиірмен, указанный на старых картах пригородов Шымкента, во-первых, примерно соответствует тому месту, где сейчас находится Байназартобе. Во-вторых, как сказал Тахир Шыракшы, мельницы находились возле Байназартобе, если они были в начале ХІХ века, и располагались вдоль канавы Карасу, то, похоже, попадали в топоним наименования поселения Қосдиірмен.

Другая причина в том, что в сентябре 1864 года Чимкент получил генерала Российской империи М. Черняева. Если так, то нынешнее имя Байназартобе — Қосдиірмен, возможно, образовалось в начале девятнадцатого века и широко использовалось до битвы между Черняевым и Сыдык торе. Таким образом, как и во второй половине XIX века в всенародном обороте находилось название месторасположения поселения Қосдиірмен, которое упоминается в мемуарах А. Кенесарина.

Спустя сто лет имя адресата, скорее всего, останется в памяти местных жителей в виде топонима «Байназартобе». Так, в истории города Шымкент есть особое место, но мы его назвали Қосдиірмен. Что вы думаете поэтому поводу и что говорят специалисты?

P.S.: Алуакент более или менее изучен археологами, но очевидно есть необходимость в комплексных исследовательских работах и по БАЙНАЗАРТОБЕ-ҚОСДИІРМЕН. Было бы понятно, что Карасуская канава нуждается в специальных археологических исследованиях. Мы говорим о Байназартобе, стоящем у истоков Алуакента и Карасуского рва, который играл важную роль в его жизни, или полагаем, что это место Қосдиірмен, и потому необходимо провести комплексное археологическое исследование, включая и этот адрес.

Есть пример рассмотрения как «Археологический комплекс Сауран» сегодня вошел в историю, как науки. Чтобы получить такое же представление, мы считаем, что необходимо создать комплекс историко-культурного наследия, включающий мавзолеи городка АЛУАКЕНТ, АРЫК КАРАСУ, БАЙНАЗАРТОБЕ (ҚОСДИІРМЕН), СЫПЫРҒАН АТА АУЛИЕ.

Кстати, под Алуакентом я подразумеваю крепость-спутник, что Алуакент — это часть истории Шымкента. В таком случае объясняю, что означает «АЛУА» в названии городка «АЛУАКЕНТ». В средние века возможно производилось удивительное блюдо «Алуа» (ведь сформировалось же поколение, которое не понимает русского перевода, как «халва»)?

Если там будет торговаться продукция алуа (халва), производимая в настоящее время в Шымкенте, под торговой маркой «Алуакент» и возможно ли переименовывание торгового центра и автовокзала «Бекжан» в «Алуакент»? «Какой город с глубокой историей?», — рассказывали бы историю халвы в названии торгового бренда зарубежные туристы и путешественники, побывавшие в Казахстане.

Есть проблема, которую мы уже озвучили – создать комплекс историко-культурного наследия, включающий мавзолеи городка Алуакент, арык Карасу, Байназартобе (Қосдиірмен), Сыпырғаната аулие. Поделились информацией с читателями. Теперь будем следить за историко-культурными памятниками с госорганами и ответственными лицами города Шымкента, за их сохранностью и изучением. Еще разповторюсь, что будучи историком, мне посчастливилось поделиться мыслями, которые нас и по сей день интересуют и нашли отражение в статьях. Будем и дальше продолжать проводить исследовательские работы. Если нас услышат, если нас поддержат – прибавит нам сил, терпения и воли. Если даже не одобрят или даже не учтут наши предположения, то время обязательно подскажет.

 

Ссылки:

(1) И.Кастанье, «Древности киргизской степи и Оренбургского края», Орынбор 1910.

https://pomnirod.ru/materialy-k-statyam/administrativno-territorialnoe-delenie-rossijskoj-imperii/gubernii-rossii/syr-darinskaya-oblast/naselennye-mesta-syr-darinskaya-oblast/chimkentskij-uezd-syr-darinskoj-oblasti/volost-chimkentskogo-uezda-syr-darinskoj-oblasti/chimkent-g.-shymkent.html

(2) Алуакент // Қазақстан. Ұлттық энциклопедия, Алматы: «Қазақ энциклопедиясы» Бас редакциясы, 2001.

(3) Алвакент // Свод памятников истории и культуры Казахстана, Алматы: «Қазақ энциклопедиясы» Бас редакциясы, 1994.

(4) Қ.Тәжиев, Субұрған ата әулие // Түркістан облысындағы киелі жерлердің географиясы, 2-том, Алматы: «Қазығұрт» баспасы, 2018, 485-бет.

(5) К.Исмаилов, «Шымкент қаласындағы үлкен экскурсия», Шымкент: 2018.

(6) М.Әбдіәкімұлы, «Шымкент қаласының тарихы», Алматы; «Қаламгер» баспасы, 2021.

(7) «Оңтүстік Қазақстан облысы тарих және мәдениет ескерткіштерінің жинағы. Отырар ауданы», Алматы: «Баур» баспасы. 2007

(8) А.Кенесарин, «Насаб наме сұлтан Сыдық», Алматы: 2021.

 

С. ДҮЙСЕБАЙҰЛЫ