В фондах Сайрамского музея находятся экспонаты XIX и начала XX веков. Это говорит об этнографическом облике народов, населявших эти регионы той эпохи. Русский ученый А. К. Гейнс, ступивший в Чимкентский регион в 1866 году, пишет, что шымкентские женщины скрываются в парандже, если видят русского солдата на улице, прячутся в паранже, а среди местных жителей-нет. Таким образом, А. К. Гейнс представляет город, описывая его облик в то время. Паранджа, женская верхняя одежда, находящаяся в музейном фонде в Сайраме, передает эту надпись. Паранджа бывает разных видов, которые в зависимости от сезона изготавливаются из различных тканей: бархата, чая, шелка, полушелка, адраса и хлопка. В Сайрамском музее можно увидеть наиболее художественно сшитые версии таких видов.Паранджа-женская верхняя одежда в мусульманских странах Ближнего Востока и Центральной Азии. Накидка с длинными рукавами, лицо прикрыто сеткой «чачван» из конского волоса. Основная цель паранджи-скрыть лицо и фигуру женщины, когда она выходит из дома. В разных странах паранджа выглядит по-разному. Ведь для каждой нации эта одежда формировалась на чисто индивидуальной основе. Среднеазиатская паранджа использовалась со Средневековья до начала двадцатого века. В отличие от персов, она накидыается на плечи и начинается не от платка, а надевается позже и закрывает голову и одежду.Точно назвать дату появления паранджи невозможно. История этого вида одежды восходит к далеким временам. Процесс формирования был достаточно длительным и проходил в разное время в разных регионах. Сам термин, конечно, имеет арабское происхождение, но он переводится не как ожидаемое слово «платок», а как «платье».Считается, что местом происхождения паранджи является Египет. Тогда этот вид одежды стал популярным и в других восточных странах. Более того, в XVI веке в Индии и Центральной Азии госслужащие, священнослужители, ученые приветствовали привычку носить такую верхнюю одежду. Сегодня многие считают, что эту одежду носят по религиозным соображениям. Однако его первоначальной целью было защитить человеческое тело от палящего солнца. Только тогда его второй важной целью, полностью соответствующей нормам шариата, была задача скрыть женщину от посторонних глаз.Паранджой укрывались только в эпоху феодализма в позднем средневековье. Как и другие виды одежды, паранджа несла некоторую региональную и даже социальную информацию. Таким образом, по цвету и качеству ткани вполне можно было определить как возраст женщины, скрывающейся под ней, так и ее социальное положение в обществе. Паранджа может выглядеть очень просто, или она может быть украшена красивыми вышивками и узорами, которые часто отражают различные убеждения людей. Считается, что каждая деталь паранджи имела культовый характер, а не была продумана и изображена только в одежде, и что она могла быть связана с какой-то формой доисламского культа. Первую паранджу девушка получила в возрасте 9 лет, после чего, когда вышла замуж, к ней пристроили один-два экземпляра. Только у невест из самых богатых семей было около четырех таких нарядов, приготовленных в качестве подарков. Остальные представители нежного пола носили всего две-три паранджи за всю жизнь. Б.Фазилов, младший научный сотрудник отдела «Музей Сайрама» Шымкентского городского объединения музеев