КАК ИНТЕРНЕТ-МОШЕННИКИ ДЕЙСТВУЮТ ЧЕРЕЗ МЕССЕНДЖЕР WHATSAPP?

  • Город Шымкент, Аль-Фарабийский район
blog-single-image

В нашу редакцию обратилась жительница города Шымкента, гражданка Н. Она работает в одном из учреждений сферы культуры города. Героиня рассказала, что в ноябре этого года столкнулась с атакой интернет-мошенников и едва не стала их жертвой, поделившись своими мыслями о мерах предосторожности.

Мы решили представить историю, услышанную непосредственно из уст жительницы Шымкента Н., без изменений, в надежде, что она поможет горожанам быть более бдительными и уберечься от действий интернет-мошенников. Вот что она рассказала:

В ноябре, в один из дней, мне начали звонить с номера 4141. Звонили неоднократно, но я не отвечала высвечивалось, что это спам. Я подумала, что это интернет-мошенники, и не брала трубку. В какой-то момент звонок повторился, и коллеги на работе сказали: «Этот номер похож на 1414 номер электронного правительства. Может, ответишь, вдруг сообщат что-то важное». Я ответила на звонок, и человек на том конце линии начал говорить, что якобы нужно обновить мой номер Activ. Я ответила, что никакого обновления не требуется и меня устраивает этот номер. Оказалось, что мошенники специально стараются как можно дольше удерживать человека на линии, вынуждая его говорить, чтобы записать голос. Затем мне сказали: «Сейчас мы отправим вам код, продиктуйте его нам». После этой просьбы я окончательно поняла, что это интернет-мошенники, испугалась и сразу же завершила звонок.

Все началось на следующий день. Мой номер WhatsApp был привязан к этому номеру Activ, и с него от моего имени всем контактам стали отправлять сообщения с просьбой перевести 160 тысяч тенге. В тот момент я была на работе, было время обеда. Коллеги сказали мне: «Ваш номер взломали, вы сейчас пишете нам и просите 160 тысяч тенге». Затем начали звонить и другие знакомые с вопросом, зачем мне понадобились деньги. Одна из коллег написала на номер, с которого просили деньги: «На какой номер перевести?» В ответ ей прислали номер банковской карты RBK-банка из 16 цифр. На карте было указано мое имя и фамилия латинскими буквами. После этого мне стало по-настоящему страшно я подумала, что на мое имя могут оформить кредит и перевести деньги в другое место.

После этого я позвонила в полицию по номеру 102. Мне посоветовали обратиться на горячую линию RBK-банка. Я сразу же позвонила по номеру 8 (800) 080-18-88 и подробно объяснила ситуацию. Сотрудник банка проверил информацию и сообщил, что у меня нет ни счетов, ни кредитов в их банке, а владелец карты с указанным 16-значным номером совершенно другой человек, при этом данный счет уже заблокирован. Только после этого я немного успокоилась.

Затем я спросила: «Что мне делать дальше?» Мне ответили: «Обратитесь в полицию и подайте заявление по факту интернет-мошенничества». Я снова позвонила в полицию, но сотрудники разъяснили: «Если никто из ваших знакомых не перевел деньги на карту мошенников, вы не можете подать заявление, так как отсутствует потерпевшая сторона. Заявление принимается только при наличии ущерба». Я уточнила: «А если позже выяснится, что кто-то из знакомых все-таки перевел деньги?» На это мне ответили: «В таком случае заявление можно будет подать позже».

На данный момент никто не сообщил мне, что перевел те самые 160 тысяч тенге. Надеюсь, что среди моих контактов никто не поддался на уловки интернет-мошенников.

WhatsApp-номер, привязанный к системе связи Activ, который был скомпрометирован мошенниками, я так и не смогла восстановить, поэтому была вынуждена его удалить. Сейчас я зарегистрировала новый номер, снова наладила связь с близкими и знакомыми, — рассказала жительница Шымкента Н.

Приводя в пример подобные реальные случаи интернет-мошенничества, мы призываем жителей города быть бдительными. Не стоит отвечать на звонки с неизвестных номеров. Такая мера предосторожности помогает защитить не только ваше финансовое положение, но и вашу репутацию.