КОШКАР-АТА: ЦЕЛЕБНЫЙ РОДНИК И МАВЗОЛЕЙ

  • Город Шымкент, Аль-Фарабийский район
blog-single-image

В действующем законодательстве по охране памятников истории и культуры заложено понятие «сакральные объекты». В этой связи, говоря об историко-культурных памятниках на территории города Шымкента, мы постараемся охватить и объекты сакральных мест. Одним из сакральных объектов Шымкента является река Кошкар-ата, которая берет свое начало в древнем городе.

Мавзолей Кошкар-ата расположен на левом берегу реки Кошкар-ата в городе Шымкенте. Мавзолей однокомнатный, четырехугольный, размером — 4 х 3,5 метра, высотой с куполом — 4,3 метра. Мавзолей построен из обожженного кирпича, керамики. Дверь выходила на северо-восток. Крыша закрыта четырьмя рамами, а в центре установлен купол диаметром 2 метра. Мавзолей поднимается по 12 лестницам, так как находится на высоте около 2,5 метров над берегом реки. В легендах о стране говорится, что Кошкар-ата был проповедником ислама и торговал скотом и шкурами скота в торговых точках старого города, вырос в образованной, нравственной среде и был возведен в ранг святого, поэтому был удостоен этой чести и быть избранным лицом, принимающим решение, как мудрого, почтенного, беспристрастного старца о спорных делах.

ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ КОШКАР-АТА

Первый мавзолей Кошкар-ата был построен в начале ХХ века, второй — в 1990-х годах. Расположен в юго-восточной части города, на левом берегу реки Кошкар-ата. Включая источники и истоки реки Кошкар-ата, природный и городской ландшафт, предполагаемое место захоронения святого и прямое мемориальное сооружение – мавзолей. В народном сознании и в некоторых публикациях считается, что местом захоронения Кошкар-аты был район автовокзала, где находилось древнее мусульманское кладбище. Однако, к письменным источникам второй половины ХІХ-начала ХХ века в основном, исходя по картам-схемам, опубликованным А. И. Макшеевым и М. А. Терентьевым, как место захоронения Кошкар-ата путем локализованного у истока реки Кошкарата. В плане-схеме осадных работ, в ходе которых был атакован Шымкент в сентябре 1864 года, отмечается, что мавзолей служил топографическим ориентиром.

Историографической базы данных мавзолея нет. В письменных источниках имя шымкентского святого не встречается. За исключением редких упоминаний в дореволюционной прессе России, в трудах дореволюционных этнографов и фольклористов также не упоминается. В дневниковой записи от 5-13 сентября 1866 г. (опубликованной в 1898 г.) А. К. Гейнс подробно описывает происхождение источника Кошкар-ата, но ничего не говорит о самом святом. «Все канавы города, – пишет он, — берут свое начало в реке Кошкар-ата, река берет свое начало в обильных ручьях, которые текут под холмом. Рядом с источником находится могила святого Кошкар-ата, и никто не мог рассказать мне об его истории».

Очень кратко описанный А. И. Добросмысловым праздник Қошқарата сейілі (весенний праздник) с 1 по 15 марта, безусловно, связан с поклонением этому святому. Наиболее яркое представление о здании мавзолея, существовавшем с начала ХХ века до середины 1960-х годов, дают две фотографии памятника с разных сторон, хранящиеся в фондах областного историко-краеведческого музея. На обратной стороне изображений есть две разные надписи. На первом написано «мавзолей Кошкар ата», на втором — Дәуріш ата». Изображения, найденные в разное время, приводили к путанице, в том числе вводили в заблуждение авторов этих строк. В одном из изданий мавзолей Кошкар ата мы описали под названием «Дәуріш ата» (Байтанаев Б. А., Елгин Ю. А.), который также является святым Шымкента, жившим в XII веке, родом из Сайрама.

В настоящее время вопрос об уточнении этих агионимов исключен. Исторически Кошкар-ата был воротами города Шымкент. Действительно, его культ сохранился в образе тотема для животноводов-пастухов. Он передает нам отголоски поклонения природным объектам, в этом смысле вода одноименной реки со святым приобрела целебные свойства в присутствии святого. Этот древний культ, восходящий к силам природы, был исламизирован. Об этом свидетельствует легенда о причастности святого к суфийскому учению и мавзолей начала ХХ в., сохранившийся в канонической форме культовой архитектуры ислама.  В начале ХХ века культ Кошкар-ата окончательно сформировался, придав месту сакральный характер, отличающемуся от сакральных мест Туркестанской области с аналогичными названиями (Казыгуртский, Байдибекский, Созакский районы).

Информация об этом святом в Шымкенте носит исключительно характер легенды, передающийся из уст в уста. На ее основе формируется следующая картина. Кошкар-ата, вероятно, жил в XII веке, потому что легенды относят его к числу современников и учеников Ходжи Ахмеда Ясави, который особенно уважал его и внимательно изучал его произведения (Беркинбаев Е., Мирхалдаров М.). Кошкар-ата был по натуре талантливым ученым. Учился в Бухаре, в городе Шам (Дамаск средневековья). Он хорошо знал Фикх (исламское право в широком смысле этого слова). Долгое время был неординарной личностью (Мирхалдаров М.). Легенда гласит, что в старости он превращал состав воды реки Кошкар-ата в прозрачную и целебную воду, пить которую приезжали люди из далекого Туркестана. Вот как это передает одна из легенд. Однажды Кошкар-ата вручил своему младшему родственнику посох и поручил доставить родниковую воду в город Туркестан. «Пусть мои последователи пьют и наслаждаются нашей целебной водой». При этом он предупреждает родственника, чтобы тот ни разу по дороге в Туркестан не повернулся спиной. Однако в тот момент, когда он, проезжая часть дороги, нарушил договор и повернулся спиной, вода, идущая вслед за ним, исчезла. В народе это место называли «вода ушла в другое русло» — «там вода просочилась». Не справившись с заданием, посыльный остался стоять там (Беркинбаев Е., Мирхалдаров М.).

Данных о первоначальном строении над могилой нет. Вероятно, это было место захоронения в виде часовни с открытой крышей, построенной в XII веке или позже. Известное нам здание мавзолея было возведено в начале ХХ века и являлось одним из немногих монументальных культовых сооружений города Шымкента дореволюционного периода. Приведем описание с фото 1960-х годов. На рисунке показан вертикальный призматический объем конструкции, в которой на цилиндрическом барабане расположен купол в форме сфероконуса. Акцент сделан на портале в дальнем конце здания через широкую арку стреловидной формы, шириной равной основному объему, напоминающую арки типа «репка» (характерные для масс и Ферганы XVI-XX веков). Портал увенчан двумя башнями со световыми люками. Поскольку их огни были установлены в искусственных и чисто декоративных целях, правильнее было бы назвать их башнями гүлдаста мұнаралары. По композиции и деталям пештакский портал шымкентского мавзолея напоминает порталы двух сельских мавзолеев (мавзолеи Бустан-Бува и Биби-Бувайда в Ферганской области, XV – XVI вв.). В 1990-х годах рядом с тем же мавзолеем было построено еще одно архитектурно-художественное здание.

ДАННЫЕ О НЫНЕШНЕМ МАВЗОЛЕЕ КОШКАР-АТА

На территории города Шымкента и его окрестностей есть несколько старых мавзолеев, носящих имя Кошкар ата. Один расположен в городе Шымкент, на реке Кошкар ата, второй –в Байдибекском районе, селе Кошкар ата, третий – в Созакском районе, на реке Кошкар ата в недрах Каратау, четвертый – в селе Турбат Казыгуртского района, пятый – в ауле Кемеқалған  Толебийского района.

К востоку от села Әңгірата, в центре села Казыгурта. Согласно легенде, Қошқар ата жил в основном в XI веке. Родился в Каратауском регионе. С раннего возраста отличался понятливостью, смышленностью, сообразительностью, способностью мыслить, одним словом, обладал интеллектом. Его родители отправляют учиться в возрасте семи лет. Говорят, что его настоящее имя Қылыш, в переводе означает «меч». Оказывается, четвертый дедушка был большим героем по имени Аскар. «Ты больше не можешь быть Қылыш, будь как Қошқар. Учился около десяти лет». «Первым, кто поднял величие города Шымқала, был Кошкар ата», –говориться в легенде. Кошкар-ата после учебы возвращается в Шымкент и открывает мечеть-медресе. У него ясный ум. Продвигает учение пророка Мухаммеда, знакомит местных жителей с его учением. На десять лет поселяется в этих местах. Затем его учителя призывают читать лекции в Бухаре как для ученых, так и для широких масс. Год учит ученых учению. В религиозном отношении страна получает много заступничества, привелегий. Благодаря Аллаху он открывает многие источники и занимается орошением земли. Говорят, что в конце жизни Кошкар-ата жил в Шымкенте. В Казахстане находятся 12-13 мест захоронения тела Кошкар-ата, на юге Казахстана мы встретили пять мест с мавзолеем или с гробницей в мавзолее. Однако в настоящее время найти место его захоронения не представляется возможным. Потому что, зная, что он святой, широкая общественность, а он посещал не одну страну, открывая глаза народу на духовность, то естественно появились последователи учения и, видимо, никто не хотел озвучивать место его захоронения, но само место окружали заботой и вниманием.Заблаговременно окружали местность растительностью, а потом поднимали кирпичи и керамику.

Согласно собранным легендам и фактам Мухтара Анарбекұлы о Кошкар-ата, у Кошкар-ата было семь братьев. Среди них такие известные святые, как Актон ата, Бекет ата. Согласно тем же легендам, сам Кошкар-ата изображается как высокий, вспыльчивый человек. Говорят, что он был героем, целителем. Он был тяжело ранен в одной войне и построил мавзолей над древним курганом в Шымкенте. Позже он вернулся на войну и умер в районе Алгабасского района. Тело бабы находится в мавзолее Кошкар-ата в этом районе. Очевидно, это всего лишь одна из версий многих легенд.

Один из мавзолеев, названный в честь Кошкар-ата Аулие, расположен на реке Кошкар-ата, протекающей недалеко от площади Ордабасы в городе Шымкенте. Напротив течения реки находится мавзолей размером 4 x 3,5 метра, построенный на левом фланге водотока на высоте 450-500 метров. 0,45-метровая стена мавзолея выложена керамикой. Крыша защищена, белого цвета, а в центре установлен купол диаметром 2 метра. Высота голубого купола — 1,30 метра. Высота стен мавзолея, расположенного у подножия холма высотой 9-10 метров, составляет около 5 метров. На стенах нет окон. Мавзолей поднимается по 12 ступеням, так как расположен на высоте около 2,5 метров от берега реки Кошкарата. К востоку от Мавзолея север граничит с рекой Кошкар-ата, к югу и Западу-с улицей, идущей через холм высотой 10 метров к железнодорожному вокзалу Шымкента. Вокруг мавзолея залили цемент шириной 0,70 метра и сделали забор. Южная и западная части забора засажены деревьями, озеленены. На левом фланге двери есть надгробный знак, возвышающийся над головой. Могила покрыта белой тканью.

Мавзолей был построен в 1996 году известным мецененатом Южно-Казахстанской области, директором колледжа Манапом Утебаевым. Кошкар ата был образованным, духовно богатым человеком, принимающим мудрое решение, почтенный, беспристрастный в спорных делах и потому возведен в ранг святого,достойная личность. В совершенстве знал Коран и хадисы. Он родился в Испиджабе и учился в Бухаре, Шаме, Багдаде. Был религиозно грамотным человеком, знал наизусть Коран и хадисы.

 ЦЕЛЕБНАЯ РОДНИКОВАЯ ВОДА КОШКАР-АТА

Поднимаясь по аллеи перед мавзолеем Кошкар-ата, проезжая 1,5 километра по реке, вы попадаете в источники, выходящие из нескольких мест. Родниковые источники различаются по размеру: один большой, а другой маленький. По краям, из которых выходит родниковая вода, зацементировано под четырьмя углами. Количество воды, выходящей из источников, составляет около 10-12 метров, ниже по течению русло реки шириной 2-2,5 метра протекает в пределах 0,55-0,60 метра. Местные жители называют эту родниковую воду «Кошкар ата суы». От истоков этой родниковой воды можно добраться и по проспекту Кабанбай батыра в районе железнодорожного вокзала Шымкента. Эта река, берущая свое начало в сакральном источнике под названием «Кошкар атаә, прорывается через город Шымкент и впадает в реку «Бадамә. В 4,5-5 метрах к югу от источника воды из ручья Кошкар-ата протекает вторая река шириной 2,5 метра, а в 650-700 метрах ниже двух источников воды.

Кошкар ата-единственная река, протекающая через Шымкент. Обладает свойством увлажнять воздух. В целом в стране много сел, рек, вод, носящих имя Кошкар ата. Есть даже в Кыргызстане и Узбекистане. Свойство родника Кошкар-ата-в целебности воды. В его воде купаются те, кто хочет исцелиться в течение двенадцати месяцев. Вода теплая зимой, очень прохладная летом. Вода из родника Аулие Кошкар-ата-это единственное лечение для тех, у кого высокое кровяное давление, у тех, кто нервничает, у кого болят суставы. Пробуждает мертвые волокна тела.

Питьевая вода используется для очищения внутренних органов при язвах желудка, в качестве лечебного средства при различных язвах, выходящих из организма. Мужчин успокаивает сон после купания. У источника Кошкар-ата для отдыхающих сделали скамейки и для посетителей паломничества. Окрестности чистые. Вокруг источника и русла реки посажены различные деревья. На северо –восточном берегу реки построены жилые дома. Прямо на крыше источника, на востоке, находится дом смотрителя.

В источнике родниковой воды есть большая и мелкая рыба. Их нельзя ловить. Поскольку это святое место. Посетители приносят с собой специальный корм для рыб, а некоторые бросают панировочные сухари и кормят рыбок. В целом, ни горожане, ни те, кто ищет поклонения извне, не прерывают посещений ни зимой,  ни летом. Есть много разных историй, в которых Кошкар-ата нашел родниковую воду. Есть мнение, что источник Кошкар-ата и исток Зеңгі құдық (колодец Зенги) берут откуда-то из отрогов горы Алатау. В «Сапарнаме» Шараф ад-дина Али Иезди упоминается, что Амир-Темир остановился в начале этого ручья. В целом, личность известного деда Кошкар-ата еще не до конца изучена. А если обратиться к мифическим беседам, то Кошкар-ата был героем и проповедником мусульманской религии. Поэтому народ считает его святым и служит примером для последующих поколений. А лечебные свойства родниковой воды очень часто фиксируются.