Если вы будете в Сайраме, то увидите синий купол, стоящий на краю древнего мавзолея на левой стороне дороги, у выхода из села с южной стороны в сторону Коксайека. Этот мавзолей известен в народе под названием мавзолей Казы Байзави.
Самые ранние записи об этом мавзолее относятся к документальной работе «Сайрамские легенды», написанной в девятнадцатом веке. Далее, на карте, нарисованной в 1930 году, опубликованной в научном труде М. Е. Массона «Древний Сайрам», есть исторический центр Сайрама. Эту карту также можно увидеть в «Сборнике памятников истории и культуры Казахстана», изданной в 1994 году.
НАЗВАНИЕ «БАЙЗАВИ» СООБЩАЕТ РЕГИОН ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Мавзолей Казы Байзави был построен примерно в середине XIX – начале XX веков. Возможно, ему предшествовали другие сооружения над могилой, хотя во второй половине девятнадцатого века он был несколько отремонтирован и перестроен во времена правления кокандских ханов. Расположен в юго-западной части исторического центра Сайрама (Испиджаб), у выхода из южных ворот. В настоящее время западный фасад выходит на улицу Жусупа Сайрами.
В письменной литературе имя Казы Байзауи встречается в нескольких вариациях: Казы Байзауи, Кусаин Байзауи, Хасан Байзауи, Байзауи ата, Казы ата, Есенкожа ата, Ишан Ходжа. В средневековые времена слово «казы» «означало титул мусульманина, обладающего компетенцией танца, а название «Байзави» — это родовая форма, которая сообщает регион происхождения человека. В некоторых записях средневековых арабских языков современный Сайрамский регион однажды упоминается как Испиджаб, а иногда и как «Мединат уль-Байза». Название «Байзави» на объекте казы Байзави происходит от названия места. Если так, то можно сказать, что в современном понимании это означает «Сайрамский».
Известный историк Жакут аль-Хамави в своей книге «Муджам Аль-Булдан» говорит: «из Испиджаб-Сайрама» происходят великие ученые, славные ученые во всех областях учения. Один из них – Абулхасан (Абу-л-Хасан) Али. Умер в 380-м году хиджры (988 год)». В сборнике «География сакральных мест Туркестанской области» упоминается имя этого человека, который, как говорят, жил около ІХ-Х веков. Был ученым, усвоившим и изучившим многие научные достижения своего времени.
У него глубокие научные познания. С юности изучает Коран, знает хадисы наизусть. Говорят, что он был знатоком мусульманства и непревзойденным ученым. Есть много легенд о Байзави. Что касается сути этой легендарной линии, то Абул-Хасан Али был связан с тем, что он вмешивался во власть между странами и справедливо решал многие спорные вопросы. Судя по названию Казы Байзауи, можно сказать, что он был удостоен чести народа своей справедливостью. А, в свою очередь, народ может сделать из человека, которого он уважает, гигантскую фигуру, героя, героя эпоса, святого. Из множества легенд о Казы Байзауи мы видим уважение народа к нему.
БАЙЗАВИ — ПЕРВЫЙ ПЕРЕВОДЧИК КОРАНА НА ТЮРКСКИЙ ЯЗЫК
Такие легенды приводятся и в сборнике «Сайрамские легенды», «Сайрамские трактаты». Он был опубликован в 146-м томе сборника легенд 2014 года «Сокровенный Юг». Название этого сборника в русскоязычных изданиях называется священной традицией – «трактат о святых Мадинат-аль-Байда и Испиджаб». Сведения из той же работы, которая, как считается, была написана между концом XVII и началом XVIII веков, основаны на устных рассказах, вдохновленных множеством предрассудков и предположений. Место захоронения Казы Байзауи в том же «Трактате о святых Сайрама» говорится, что «место захоронения лучезарная и благоухающая гробница хазрата-это убежище великого ученого своего времени Казы Байзауи, ныне шаха, чье величественное имя стало опорой Казы Ходжи» (также встречается имя Ишан Ходжа). Истории о Казы Байзави столь же неясны и противоречивы, сколь и выразительны.
Он также приравнивается как комментатор к Корану. В устных традициях Казы Байзави (пришедший по повелению Аллаха к Пророку Мухаммеду и пришедший к нам по свидетельству многих людей, начиная от его близких к Пророку современников и соратников) знал Коран и хадисы наизусть. Коренные жители Сайрама говорят, что Коран впервые он перевел на турецкий язык.
Тот факт, что сведения об этом дошли до нас в искаженном виде, признается составителем «Трактата о святых Сайрама»: «… в книге истории (сахафа-и история) нет точности Казы Байзави, кажется, жил в IX–X веках. (Испиджаб?) правитель назначил его исламским проповедником, подчинявшимся от Герата до русской крепости, согласно указаниям Мавляны Насыр ад-Дина в уалаяте Байзы (отсюда он выходит) и вручил ему соответствующий указ, украшенный золотой водой и высокой печатью».
В народных легендах он получил свое название как справедливый судья и просветитель.
СТРУКТУРА МАВЗОЛЕЯ ИМЕЕТ КУЛЬТОВУЮ ИДЕЮ ДВУХ ПОРТАЛЬНЫХ МАВЗОЛЕЕВ, ХАРАКТЕРНЫХ ДЛЯ САЙРАМА
Памятник в археологическом и историко-архитектурном отношении до сих пор до конца не изучен. При паспортизации историко-культурных памятников 1981 года исследовалась экспедиция Института «Казахский проектно-реставрационный» Министерства культуры Казахской ССР. Он включен в сборник памятников истории и культуры Казахстана (Н.Н. Мухамедиева). Обзор биографии казы Байзауи (М. Мирхалдаров, Ж. М. Тулибаева, Девин Дуйс) не входит в сферу фольклора и не дает точных данных о происхождении и эволюции мавзолея.
Можно предположить, что первое здание купола появилось позже – в XIX веке, хотя в «Трактате о святых Сайрама» говорится, что «его могила сейчас (т. е. в XVIII веке) не видна» (Девин ДиУис). Из-за сходства Сайрама с другими мавзолеями нынешнее здание, вероятно, было построено в середине-второй половине XIX века в Коканский период истории Сайрама. Позже к нему была пристроена еще одна комната – паломничество или молитвенная мечеть. Памятник дошел до нашего времени в разрушенном и изменившемся состоянии. Однако в его объемно-пространственной структуре можно найти сакральную идею, лежащую в основе двух других портальных мавзолеев Сайрама.
Портально-купольный двухкомнатный мавзолей. Здание (в форме» Г», прямоугольного плана его размеры – 6,8х8,1 метр, высота – 9 метров) возведено из обожженного кирпича с использованием известково-глиняного раствора. Он покрыт железной крышей с 4 спусками. В отличие от объемно-планировочной структуры, ориентированной на юг и запад, она имеет одинаковый фасад-портал и расположена под углом. Как и другие могилы Сайрама, первый мавзолей представлял собой однокамерное сооружение с порталом и куполом. Южный портал имеет свое сакральное значение, даже если он расположен в дверном проеме, а западный портал-без проемов. Над цилиндрическим барабаном мавзолея находится сфероконусный купол, который был покрыт металлической обшивкой и сохранился в измененном виде до наших дней.
Айван-сарай – он на западном фасаде сегодня, наклонно покрыт железной крышей и сохраняет западный портал нетронутым до средней высоты. На поверхности пилонов когда-то были ниши прямоугольной формы. Позже к однокамерному мавзолею была пристроена квадратная территория по плану, украшенная большим айваном, дверь которого выходила на юг, с гладким покрытием. Внутри западной стены была спроектирована ниша михраба-очевидно, важную роль играла паломничество или молитвенная мечеть, которая позже была встроена в комнату.
Несмотря на потерю двухпортальной, однокамерной структуры мавзолея, мавзолей Казы Байзави сохранил свое сакральное пространство, о чем свидетельствуют бар двух его айванов и их ориентация на юг и Запад, а также наличие ритуального символа, намекающего на доисламский культ во внутреннем углу западного портала. Интерьер и внешняя стена оштукатурены и побелены. Это описание старого архаичного здания, построенного на фундаменте из современных строительных материалов, вплоть до недавней радикальной реконструкции нового мавзолея.
Мавзолей казы Байзави-объект паломничества и религиозного туризма.
Литература
1) «Қазыналы Оңтүстік», 146 том, «Сайрам аңыздары». Алматы 2014
2) Массон М.Е. Көне Сайрам // Известия Средазкомстариса. – 1928. – № 3.
3) Тәжиев Қ. Байзауи (Хасан Байзауи) ғұлама // Түркістан облысындағы киелі жерлердің географиясы: үш томдық. 2-том. –Алматы: «Қазығұрт» баспасы, 2018. – 530-534 беттер;
4) Беркинбаев Е., Мирхалдаров М. Святых в Сайраме не счесть…. – Алматы: Өнер, 2000. – 128 с.
5) Мухамедиева Н.Н. Мавзолей Кази Байза // Свод памятников истории и культуры Казахстана. – Алма-Ата: Гл. ред. «Қазақэнциклопедиясы», 1994. – Т. 1: Южно-Казахстанская область – 368 с. ‑ С. 205.
6) Тулибаева Ж.М. Трактат о святых Мадинат ал-Байда и Испиджабе // Вестник КазНУ им. аль-Фараби: Сер. историч. – 2003. – № 3 (30). – С. 8–16.