Как специальные библиотеки для незрячих играют роль культурных центров, где получают доступ к книгам и информации, развивая свои способности и знания. Свое 55-летие со дня образования отметила Городская специальная библиотека для незрячих и слабовидящих граждан города Шымкента.
Этой знаменательной дате была посвящена двухдневная международная научно-практическая конференция «Инклюзивные библиотеки: история, достижения, перспективы», которая состоялась в выставочном центре «Көрме».
В Пленарной части с докладом «Роль инклюзивной среды в развитии работы библиотеки» выступила руководитель отдела литературы по искусству и спорту Республиканской библиотеки для слепых и слабовидящих граждан (РБНСГ), расположенной в г.Алматы, Гулназ Темирбековна Даржанова.
Она отметила, что в Казахстане действуют 17 специальных библиотек для незрячих и слабовидящих граждан. Среди них есть 1 республиканская, 7 областных, 4 городских, 2 филиала и 3 специальных отдела. Республиканская библиотека для незрячих и слабовидящих выполняет функцию методического центра. Что же касается отдела литературы по искусству и спорту, то он действует с 1990 года, в фонде насчитывается свыше 20 тысяч наименование изданий. В их числе литература рельефно-точечного шрифта, плоскопечатная литература, электронные книги, SD песенные сборники, аудиозаписи, видеозаписи, грампластинки и рельефно-географические пособия. У читателей кроме книг есть возможность пользоваться всеми техническими средствами и музыкальными инструментами, как DVD-караоке (500 казахских песен и 4000 песен на других языках), играть на домбре, баяне. Кто освоил интеллектуальные игры как шахматы, шашки русские и международные, тогузкумалак, участвуют в соревнованиях.
Интересным был доклад заведующего научно-методического сектора отдела развития Санкт-Петербургской государственной специальной библиотеки для слепых и слабовидящих, кандидата педагогических наук Михаила Васильевича Назарова «Сохранение культурного наследия: инклюзивные проекты Санкт-Петербургской государственной специальной библиотеки для слепых и слабовидящих».
Почетный библиотекарь Казахстана Гульмара Беркиновна Саменова из города Уральска Западно-Казахстанской области, выступила с докладом «Апгрейдинг в специальной библиотеке — шаг к инновациям». Г.Б.Саменова раскрыла суть апгрейдинга в специальной библиотеке, необходимость проведения буктрейлера, букслама, библоквеста, аудиоподкаста, что детям необходимым тифлоперевод мультфильмов, в частности, «Маша и медведь», вводить следует звуки зверей, водопадов, за счет музыки материал детьми усваивается лучше, появляется искренняя заинтересованность в происходящим.
Камола Шарафитдиновна Авазова, заместитель директора по библиотечному делу Ташкентской областной специальной библиотеки для слепых, в докладе «Специальные библиотеки для слепых в Узбекистане — развитие и прогресс» отметила, что первая библиотека для слепых была открыта в 1965 году в Ташкенте, через год ей был присвоен стутус республиканской. Структура библиотеки состоит из 6 разделов. Сегодня в республике оказывают услуги 143 специальные библиотеки, это филиалы двух республик, 12 областей и 129 районов. В них насчитывается свыше 88 тысяч незрячих пользователей, которые изучают азбуку Брайля, знакомятся с устной и печатной литературой.
В республиканской библиотеке функционирует типография по печати литературы шрифтом Брайля. Реформы в сфере образования приносят свои результаты, так, 40 сотрудников республиканских библиотек на основе собеседования приняты в Государственный институт культуры и искусства на заочную форму обучения. В 2021 году из госбюджета было выделено 27 млрд на строительство новых зданий трем библиотекам – Республика Каракалпакстан, Хорезмская и Сырдарьинская области, все они введены в эксплуатацию. На 3,2 млрд из госбюджета закуплены и доставлены во все районные библиотеки для слепых компьютеры нового поколения и специальное оборудование. Для слабовидящих и незрячих создано мобильное приложение. Подписаны меморандумы о сотрудничестве с городами Краснодар, Новосибирск, Санкт-Петербург.
Хотелось особо выделить выступление Ботагоз Калдыбековны Осжигитовой, заведующей отдела «Издания книг Брайля». В своем докладе «Шрифт Брайля — важнейший элемент в построении инклюзивного общества для незрячих» она делилась, как открывала для себя этот мир. Что для означает для Б.К.Осжигитовой обучение шрифта Луи Брайля, французского тифлопедагога, автора шрифта для слепых, который и по сей день используют во всем мире. Она вкратце изложила, что 19 декабря 2018 года Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 4 января — днем рождения великого изобретателя, Всемирным днем азбуки Брайля. Что в 1824 году Брайль разработал рельефно-точечный шрифт для незрячих и слабовидящих людей. Это тактильное соединение буквенных и цифровых символов с помощью шести точек, которые позволяют передать все буквы, цифры и даже музыкальные, математические и научные символы. Она используется слепыми и слабовидящими людьми для чтения книг и периодических изданий, которые печатаются визуальными шрифтами. Незрячие люди трогают поверхность пальцами и «считывают» буквы.
Луи Брайль оказался и талантливым музыкантом, преподавал музыку людям с проблемами зрения, создал специальную нотопись.
Сегодня в мире насчитывается около 10 миллионов слепых. Еще почти 130 миллионов человек имеют очень слабое зрение. Всем им необходима такая азбука.
Будучи уже взрослой, Ботагоз Калдыбековна Осжигитова потеряла зрение, несмотря на невзгоды и трудности переборола себя и изучила шрифт Брайля и теперь прививает навыки чтения молодежи. Ее смущает только то, что молодые либо не знают, либо не изучают шрифты Брайля. Да, это не легко, но тем не менее это приносит столько радости и общения. Ботагоз Калдыбековна, благодаря полученным знаниям, имеет постоянную работу и не скрывает своего восхищения, так как жизнь продолжается.
Отдел был открыт в 2004 году, Ботагоз Калдыбековна почувствовала уверенность, когда выиграла грант фонда Сорос, потом прошла стажировку. Сегодня в отделе 5 сотрудников, из них 3 – незрячие, материально-техническая база улучшилась, научились выпускать периодические издания, одно из первых изданий «Альманах для женщин», делятся учебными пособиями, методической литературой.
Инклюзивная работа проводится совместно с инвалидами по зрению, и выпускаются издания по желанию инвалидов, для детей – маленькие, в виде книжек-игрушек, с ними можно поиграть, для взрослых – полноценный формат. Процесс выпуска книг легким не назовешь, уходит много времени, должны обязательно быть цветными, по картинкам распозновать тактильными методами, знать, что происходит с героями повествования. Благодаря вышедшим книгам и журналам Б.К.Осжигитова, участвовала в конкурсах, занимала первые призовые места.
Свое выступление Ботагоз Калдыбековна завершила словами, что «каждый человек обязан развиваться». И очень надеется, что молодежь освоит шрифты Брайля и тем самым повысится их уровень грамотности.
В одном из выступлений была озвучена интересная мысль, с которой мне бы хотелось поделиться. Молодые предприниматели как в Казахстане, так и в России стремятся внести свой вклад в инклюзивное образование, создают фильмы, программы для слабовидящих и незрячих, но они не достигают цели. Поскольку их не могут оценить по простой причине: говорят они на непонятном им языке, не доходят, потому как написаны без их участия. Вместе нужно решать эти вопросы, подчеркивали участники кнференции, приглашать или же самим предпринимателям и бизнесменам выходить с предложениями, встречаться, разговаривать и договариваться. Это, безусловно, ключ к успеху.
Мне, как журналисту с профессиональным стажем свыше 40 лет, впервые пришлось участвовать в работе двухднейной международной научно-практический конференции «Инклюзивные библиотеки: история, достижения, перспективы», где ведущие специалисты, эксперты, исследователи и библиотекари делились знаниями, международным накопленным опытом, показывали лучшие практики на доступном языке как в Казахстане, так и в России и Узбекистане. Слушала и вникали с интересом в их повседневную будничную работу, для многих из них она любимая. Некоторые из выступающих, сменили работу, поступили в вузы, чтобы быть со слабовидящими детьми, вместе с ними открывая мир. На мой взгляд главное здесь заключается в том, чтобы вселить в них уверенность, раскрыть их возможности, раскрепостить, чтобы улыбались и репетировали для очередного маленького спектакля. Как журналисту однажды посчастливилось быть на спектакле, где на сцене в главных ролях играли дети больные раком, и приехали они из Алматы, спонсоры оплатили им дорогу, проживание, прогулки и знакомство с достопримечательностями древнего и по истине удивительно солнечного города Шымкента. У них все получилось, зрители им бурно аплодировали.
И получилось организовать и провести спектакли с участием слабовидящих детей сотрудникам специальной библиотеки в городе Таразе. Об этом рассказала на конференции Гульзада Таласбаевна Қырықбаева. Она работает в библиотеке, организовала театр для слабовидящих детей. Окончила факультет журналистики в Таразском государственном университете, имеет второй диплом, продемонстрировала мастер-класс с детьми, видеосюжет был просто потрясающим. Дети после проведенных занятий стали чаще улыбаться, прониклись актерским искусством перевоплощения, с удовольствием вместе с родителями посещают репетиции. И это видно было невооруженным взглядом. К такому успеху идут месяцами упорной работы.
Еще на один аспект в работе библиотек обратила внимание – на тифлокомментарии, которые широко развиваются в России, да и в Казахстане.
На конференции также выступили с докладами:
Фаткина О.Н., заведующая отделом обслуживания, г.Павлодар, РК («Полисенсорные практики и адаптивные технологии в информационно-массовом обслуживании спецбиблиотеки»);
Галиуллина Г.У., заведующая отделом по работе с незрячими и слабовидящими гражданами, г. Костанай, РК («Совместная деятельность — веление времени: опыт социального партнерства»);
Кобенова Н.Ж., библиотекарь сектора обслуживания, г. Усть-Каменогорск, РК («Инклюзивная работа библиотеки»);
Әділбек Ә.Ә., старший менеджер корпоративного отдела ТОО Альянс-Техносервис (мастер-класс: «Бесконечное знание. Технология равных возможностей»);
Дядюля С.Э., менеджер ТОО САТР центр («Оборудование для лиц с нарушениями зрения в специальных библиотеках»);
Жаканов Р.О., учитель художественного труда школы – интерната «Умит» для детей с нарушениями зрения («Искусство на кончиках пальцев: от гипса до дерева»);
Назарова А.К., учитель художественного труда школы – интерната «Умит» для детей с нарушениями зрения («Эко-материалы в прикладном искусстве: естественные взгляды»);
Нурадин Б.Н., сертифицированный менеджер YouTube, студент Южно-Казахстанского университета М.Ауэзова, г.Шымкент, РК («Может ли инвалид стать миллионером?»);
Атабек Бекбулатов, лауреат Государственной молодежной премии «Дарын», РК («Тактильное вдохновение: искусство, полное текстуры и цветов»);
Примжанов М.А., председатель Шымкентского городского филиала Общественного объединения КОС («Инклюзивные проекты: презентация ансамбля национальных инструментов «Назар»);
Тарасенко Т.В., доктор PhD, Южно-Казахстанский университет имени Ауэзова, кандидат педагогических наук («Слушай, читай, чувствуй: книга, сделанная с любовью!»);
Саурбаева И.К., директор Информационно-образовательного центра Южно-Казахстанский университет имени Ауэзова, г.Шымкент («Перспективы развития ресурсов информационного образовательного центра: современные приоритеты их формирования и модернизации в академической среде»).
Подытоживая работу первого дня конференции, ее организаторы – Бакир Абдиевич Нурманбетов, директор Городской специальной библиотеки для незрячих и слабовидящих граждан, г.Шымкент, РК и модератор Эльвира Пернебаевна Намазбаева, дефектолог школы-интерната «Умит» для слабовидящих детей — отметили, что важным на сегодня остается информационно-библиотечное обслуживание незрячих и слабовидящих граждан, создание комфортных условий с использованием современных высокоэффективных коммуникационных технологий для удовлетворения их культурных потребностей, духовного общения со сверстниками.
Во второй день состоялось знакомство с библиотекой. Об истории создания, важных событиях и развитии специальной библиотеки для незрячих и слабовидящих рассказал заведующий тифлотделом в зале Касымова — Е.М. Бакиев, состоялась также встреча с местными писателями, поэтами, деятелями культуры. О творческой мастерской в библиотеке поведал художник в интерактивном центре Е.Е. Амантаев. «Тактильное искусство: работа с деревом, штукатуркой и керамикой» — под таким названием поделился проведенной работой учитель художественного труда, ремесленник школы – интерната «Умит» для детей с нарушениями зрения Р. Жаканов. «Творческая группа: музыкально-театральный Перформанс». Жаксыкельды Сеилов: жизнь и творчество, освещенные музыкой» — рассказали библиотекари Л.Ш.Мусилим, Г.Д., работу со специальными программами и мероприятиями для детей по литературным произведениям озвучили библиотекари К.К.Аппазова, Н. Набиева.
Специальные библиотеки в Казахстане играют роль культурных центров, помогая незрячим и слабовидящим и их семьям качественно проводить свободное время, развиваться и расширять кругозор. Благодаря этим библиотекам тысячи людей получают доступ к книгам и информации, развивая свои способности и знания.
Райхан ШАЙМЕРДЕНОВА
член Союза журналистов Казахстана